Политика

КСУ обнародовал решение о конституционности языкового закона

 КСУ обнародовал решение о конституционности языкового закона

КСУ обнародовал решение о конституционности языкового закона

15.07.2021 17:52

Укринформ

Конституционный суд обнародовал решение, которым признал конституционным закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".

Как передает Укринформ, соответствующая информация обнародована на сайте суда.

В частности, в решении КС определил, что "украинский язык является неотделимым атрибутом украинской государственности, который сохраняет свою историческую преемственность с древнекиевских времен. Украинский язык — непременное условие (conditio sine qua non) государственности Украины и ее соборности. … потому любые посягательства на юридический статус украинского языка как государственного на территории Украины недопустимы, поскольку нарушают конституционный строй государства, угрожают национальной безопасности и самому существованию государственности Украины".

Суд констатировал, что владеть украинским языком как языком своего гражданства — обязанность каждого гражданина Украины. При этом каждый гражданин волен в выборе языка или языков для личного общения.

Порядок функционирования украинского языка как государственного и его поддержка государством должны сочетаться с уважительным отношением к языкам национальных меньшинств, исторически проживающих в пределах Украины, и обеспечением защиты языковых прав лиц, принадлежащих к таким меньшинствам.

КС установил, что оспоренный закон не содержит предписаний, которые могут ограничивать свободное развитие, использование и защиту языков, имеющих юридический статус языков национальных меньшинств (включая русский), а также тех предписаний, которые препятствовали бы государству способствовать развитию самобытности, в частности языковой, коренных народов и национальных меньшинств Украины.

КС констатировал, что законодательное урегулирование, целью которого является утверждать украинский язык как государственный, защищает также и демократический строй нашего государства, а подобранные законодателем средства в рамках примененного в законе дифференцированного подхода соразмерно легитимной цели, которую преследовали в оспореном законе.

Суд считает, что оспоренный закон является юридическим инструментом преодоления последствий длительного пребывания разных частей Украины в составе других государств и общей русификации Украины, которая продолжалась не одно столетие во время пребывания Украины в составе сначала царской России, а затем СССР, и является надлежащей юридической основой для введения институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование украинского языка как государственного с возможностью принимать государством меры поддерживающие действия (affirmative action) в пользу украинского языка, не препятствуя развитию, использованию и защите языков национальных меньшинств Украины.

В ходе рассмотрения дела КСУ не обнаружил нарушения права законодательной инициативы народных депутатов при рассмотрении оспоренного закона на пленарных заседаниях Верховной Рады и его принятия.

Читайте также: «Перезагрузить систему»: Ткаченко сказал, что нужно для продвижения украинского языка

Отстаивая свою позицию, субъект права на конституционное представление ссылался, в частности на Европейскую языковую хартию, ратифицированную Законом Украины от 15 мая 2003 года № 802-IV. Конституционный Суд Украины отметил, что оспоренный Закон не является и не может быть инструментом его осуществления. Закон и Хартия, как свидетельствуют их названия и содержание, имеют совершенно разные предметы регулирования. Поэтому постановка вопроса о соответствии или несоответствии Закона предписаниям Хартии искусственная и юридически некорректная.

Читайте также: Зеленский говорит, что РФ постоянно ищет «наездов» на русский язык

Впрочем, во время конституционного производства суд выявил наличие двух вариантов официального перевода на украинский язык текста Хартии и практическое применение каждого из них в тот или иной исторический период. Как отмечается в решении суда, основополагающей проблемой является то, что в зависимости от применяемого в названии украинского текста ключевого понятия — "региональные языки или языки меньшинств" или "региональные или миноритарные языки" — автоматически изменяются объект и цели Хартии как международного договора.

КС указал, что органы государственной власти, в частности Министерство иностранных дел Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная Рада Украины, согласно предоставленным им полномочиям и компетенции должны установить однозначность в вопросе официального перевода Хартии на украинский язык, а также совершить другие действия, которые предполагает надлежащее выполнение Украиной обязательств, взятых по Хартии как по международному договору.

Читайте также: Какие нормы языкового закона заработают с 16 июля — разъяснение МКИП

Решение Конституционного Суда Украины является обязательным, окончательным и таким, которое не может быть обжаловано.

Как сообщал Укринформ, КС 14 июля признал конституционным языковой закон.

Верховная Рада 25 апреля 2019 года приняла Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Его статьи внедряются в действие поэтапно. Подавляющее большинство его норм вступили в силу 16 июля 2019 года.

16 января 2021 года вступили в силу нормы статьи 30 Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", которые регулируют использование государственного языка в сфере обслуживания потребителей.

Согласно этой статье, на государственном должны обращаться к потребителям во всех сферах обслуживания. В частности предприятия, учреждения и организации всех форм собственности; физические лица-предприниматели; субъекты хозяйствования, которые обслуживают потребителей (в том числе интернет-магазины).

Требование касается не только сферы торговли. Речь идет также об образовательных услугах (в том числе кружках и секциях), медицинском обслуживании, предоставлении социальных, юридических, транспортных и других услуг.

На украинском языке должна подаваться информация в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т.д.

Закон о языке оспаривался в Конституционном суде. 21 июня 2019 года в КСУ поступило представление 51 народного депутата относительно конституционности закона.

7 июля 2020 года Большая палата КСУ начала рассмотрение дела.

По материалам: Укринформ

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button