Политика

Военно-морские хитрости в Черном море, или Катер «Гамильтон» — вооруженный, но не военный

Военно-морские хитрости в Черном море, или Катер «Гамильтон» - вооруженный, но не военный

Военно-морские хитрости в Черном море, или Катер «Гамильтон» — вооруженный, но не военный

29.04.2021 11:58

Укринформ

Это создает для России двойные проблемы, между тем, как оба мощных эсминца США продолжают стоять наготове в Эгейском море

На фоне сообщений о том, что крупнейшая в истории авианосная группа ВМС Великобритании при поддержке кораблей НАТО отправляется в полугодичный поход в Индо-Тихоокеанский регион (а это, на секундочку, флагман HMS Queen Elizabeth, два эсминца типа 45, два фрегата типа 23, атомная подводная лодка класса Astute, американский эсминец типа Arleigh Burke и голландский фрегат Evertse, два вспомогательных корабля, а также восемнадцать самолетов F-35B, и это не считая вертолетов. — Ред.), вход одного патрульного «катера» береговой охраны США «Гамильтон» (USCGC Hamilton) в Черное море, мягко говоря, несколько удивил эмоциональных украинцев. «В направлении Индии такая мощная армада идет, а сюда… вместо двух обещанных эсминцев один катер пригнали? Это же смешно», — пишут пользователи соцсетей.

И это при том, что градус напряжения в Черноморо-Азовском регионе все еще очень высок. В конце концов, как накануне успел заявить представитель Пентагона Джон Кирби, еще рано утверждать, что российские войска отведены.

Впрочем, возможно, здесь есть какие-то «подводные камни», какие-то нюансы, непонятные рядовым украинцам?

«Гамильтон» хоть и не несет ударного вооружения, но «Дональд Кук» и «Рузвельт» всегда наготове

Руководитель военных программ безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХI», капитан 1-го ранга в запасе Павел Лакийчук считает, что в этом, скорее всего, следует искать определенный символизм. «Совсем недавно американцы планировали направить в Черное море два ракетных эсминца — мощные корабли класса «Арли Бёрк» (Arleigh Burke), которые могут самостоятельно вести боевые действия и, в принципе, представляют серьезную угрозу для РФ в Черном море. Это была демонстрация силы», — вспоминает он.

Но после разговора Байдена с Путиным американцы решили сделать некий жест «доброй воли»: предложили россиянам некоторое ослабление напряжения в регионе, отказавшись отправлять туда «Дональда Кука» и «Рузвельта».

«На сегодняшний день эти мощные ударные корабли находятся неподалеку — в Эгейском море — так сказать, на всякий случай. При необходимости в любой момент они могут войти в Черное море», — говорит Лакийчук.

Что касается непосредственно «Гамильтона» (USCGC Hamilton WMSL-753), который уже в Черном море, то, как отмечает главный редактор портала BlackSeaNews, руководитель Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» Андрей Клименко, этот не «катер», на самом деле, а куттер.

«Добрая такая махина. Полное водоизмещение — 4600 т, длина 127 м, ширина 16 м, высота 43 м, осадка 6,9 м. Вооружение — 57-мм пушка МК 110, 4 пулемета Browning M2, 1 вертолет MH-65C Dolphin MCH … — перечисляет эксперт, и тут же размышляет над вопросом, зайдет американский корабль в украинские порты, — вопрос не праздный: в 2019 году из 52 визитов кораблей НАТО в порты Черного моря 16 раз были заходы в Одессу. Это, по сути, был максимум, начиная с 2014 года (корабли черноморских стран в этой статистике не учитываются). А вот в 2020 году — всего 2 из 34, а за четыре месяца 2021-го — 1 такой заход».

Военно-морские хитрости в Черном море, или Катер «Гамильтон» - вооруженный, но не военный

Конечно, этот куттер с 57-мм пушкой точно никого не спровоцирует, это не ракеты «Томагавк», которыми вооружены эсминцы, но… «Гамильтон» хоть и без ударного вооружения, но при нынешних обстоятельствах он выступает дипломатической силой», — добавляет Павел Лакийчук.

Береговая охрана США не относится к военно-морским силам, это — отдельный вид вооруженных сил, который предназначен для обеспечения безопасности портов, морских коммуникаций, районов прибрежного плавания.

«Таким образом американцы, посылая в акваторию Черного моря не ракетные эсминцы, а именно корабль береговой охраны, дали россиянам четкий посыл, что они не имеют военных намерений, — говорит капитан 1-го ранга запаса. — Вместе с тем я не вижу какой-то "зрады" в том, что зашел «Гамильтон», а не «Дональд Кук» и «Рузвельт». Соединенные Штаты действуют последовательно. Это такой красивый дипломатический шаг, который показывает, что они готовы защищать своих партнеров и союзников по НАТО, а также дать достойный отпор в случае нападения. Это уже, если хотите, двойной намек россиянам».

США сделали неординарный шаг, на который РФ будет трудно ответить

Общеизвестно, комментирует эксперт по морскому праву, юрист-международник Борис Бабин, что ключевая фобия РФ на Черном море — это вопрос проливов, через которые в акваторию могут пройти военно-морские силы некого третьего государства. После этого, иронизирует он, Черноморский флот может традиционно самозатопиться, чтобы «не достаться врагу».

«Когда сейчас в Черное море зашел корабль Береговой охраны США «Гамильтон» с довольно скромными габаритами и вооружениями, РФ срочно «выпустила из клетки» целый ракетный крейсер «Москва». Хорошая самооценка реальных мощностей, кстати», — продолжает в том же тоне Бабин. А также акцентирует внимание на том, как роспропаганда, между тем, начала цитировать «офицеров с улыбкой», которые рассказывают, что якобы прохождение через Босфор пограничников (таких, как «Гамильтон») было урегулировано Конвенцией Монтре 1936 года о проливах: «Они говорят, что «для признания корабля военным достаточно наличия офицера-командира и военного экипажа, и нет никакой разницы, офицер это ВМС или береговой охраны». Но все это ложь».

Борис Бабин отмечает, что в Конвенции Монтре речь идет исключительно о военных кораблях («vessels of war» — ст. 13 и другие), а в приложениях приводятся их перечни. «Пограничников в тех списках нету. Они традиционно определяются в морском праве как суда, выполняющие полицейские, правоохранительные, а не военные функции», — обращает внимание юрист.

Конвенция ООН об открытом море 1958 года определяет в ст. 8 боевой корабль («warship») как корабль, относящийся именно к военно-морским силам ("naval forces"), носит признаки военного корабля соответствующего государства, находится под командованием офицера, назначенного правительством и чья фамилия есть в списке офицеров ВМС («Navy List»). «Береговая охрана США не является частью ВМС США и подчиняется ВМС США только при условии объявления в США состояния войны. Чего пока нет. Итак, «Гамильтон» корабль не военный, а правоохранительный. Некий «морской полицейский», — говорит Бабин.

По его словам, РФ очень хорошо должна знать все эти тонкости, так как она недавно проиграла дело о «Керченском инциденте» в Международном трибунале по морскому праву. «Проиграла прежде всего потому, что катера наших ВМС были захвачены в 2018 году именно судами «пограничной службы ФСБ РФ», а не кораблями Черноморского флота. Трибуналу это позволило квалифицировать ситуацию не как военную, а как «карательную» операцию. Это было важно для юрисдикции», — подчеркнул эксперт по морскому праву.

Итак, направив корабль Береговой охраны в Черное море, США сделали неординарный шаг и в юридическом, и в политическом, впрочем, и в измерении безопасности, на который россиянам будет трудно чем-то ответить. Скорее всего, мы увидим истерию заявлений со стороны РФ…

«Безусловно, никто, кроме Украины, не будет защищать Украину. Это аксиома. Но присутствие таких кораблей — весомая поддержка нашего государства, они в определенной степени служат фактором сдерживания агрессора и, конечно, могут присутствовать не только в Одессе, но и в Херсоне, Новой-Каховке, Измаиле и даже в Запорожье. Габариты «Гамильтона», кажется, позволяют прохождение шлюзов Днепровского каскада. Если этот корабль действительно зайдет в украинские порты, то это станет важным форматом дальнейшего сотрудничества», — подытожил Борис Бабин.

Мирослав Лискович. Киев

По материалам: Укринформ

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button