Финансы

Налоговая амнистия: как переиграть фискалов и финмониторинг

До старта кампании нулевого декларирования остались считанные дни. Уже с 1 сентября те, кто не платил налоги со своих доходов, могут отбелить купленные на них активы. Главный вопрос, который сейчас задают себе тысячи владельцев таких активов — стоит ли соглашаться на предложение государства? — «Минфин» выяснял ответ на этот вопрос у лучших юристов страны.

72

Кому это нужно

От проведения налоговой амнистии государство выиграет в любом случае. Глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев не раз заявлял: цель налоговой амнистии — вернуть деньги в экономику Украины.

Хотя и меркантильный интерес не стоит сбрасывать со счетов. По данным Гетманцева, на руках у граждан сейчас находится свыше $50 млрд. Он уверен, что даже если только часть этих денег будет легализована, это уже будет победа. И это понятно, ведь в этом случае в бюджет поступят миллионы, уплаченные декларантами с «засвеченных» активов.

В теории, налоговая амнистия позволит еще и оценить реальные объемы экономики, в том числе реальные доходы населения. А это значит, например, что в бюджет будут закладывать совершенно другие цифры минимальной зарплаты, прожиточного минимума и т. д.

Скажем, кардинальным образом может поменяться система и методика расчета тех же субсидий, иными станут все показатели, которыми сейчас оперируют официальная статистка и госорганы.

А вот с выгодой граждан, которых государство ожидает с налоговым покаянием, все не так однозначно. Налоговая амнистия для них пока выглядит прогулкой по минному полю.

С одной стороны, начать взаимоотношения с государством с чистого листа — выгодно. Это дает возможность декларанту в будущем свободно пользоваться своим имуществом, что важно, когда государство начнет сравнивать доходы своих граждан с их расходами. Тогда, к примеру, купить дом за миллион или другой крупный актив, при доходах в 10 тысяч гривен в лучшем случае станет невозможно (пока это все еще осуществимо благодаря наработанным схемам), в худшем — будет чревато штрафами или тюрьмой.

«Если вы знаете, что в будущем точно будете приобретать дорогое имущество или другие ценные активы стоимостью свыше 400 тысяч гривен, то лучше задекларировать, так как в дальнейшем налоговая все равно „спросит“ их источник происхождения. Если декларации не будет, ГНС в любом случае обяжет заплатить», — поясняет перспективы управляющий партнёр ЮК Winner Игорь Ясько.

О том, что правительство уже готовит законопроект о косвенных методах налогового контроля, на своей странице в фейсбук сообщил Даниил Гетманцев.

Хотя этого может оказаться недостаточно.

«Декларировать придётся тогда, когда действительно будет создан эффективный механизм контроля за расходами. А для этого надо, как минимум, вывести из тени весь товарооборот. Сам Гетманцев в одном из своих интервью признал, что одежда или кожаные изделия — 100% теневой оборот. Имущество, которое подлежит регистрации — недвижимость, транспорт — с ним все понятно, контроль возможен, а остальное? — Нет контроля над входом товара, кто может заставить его декларировать?», — рассуждает руководитель Global Payment Security association в Украине Алексей Тройников.

И все же рано или поздно государство придет и к этому. С другой стороны, загреметь за решетку или надолго оказаться под прессом правоохранителей можно будет раньше — подав декларацию. Ведь амнистия освобождает от ответственности за уклонение от уплаты налогов, ЕСВ, нарушений в сфере валютного законодательства и защиты экономической конкуренции. Но при желании декларанта можно будет привлечь к ответственности по другим «хозяйственным» статьям. Другое дело, что подобные дела, скорее всего, не будут массовыми, а станут открываться точечно — «под заказ».

И это лишь вершина айсберга тех дилемм, с которыми сталкиваются потенциальные декларанты. На самом деле, как говорят практикующие юристы, рисков декларирования, как и выгод от участия в нем намного больше.

Банковский финмон все равно спросит: откуда деньги?

Круг тех, кого государство хочет видеть среди участников декларационной кампании, довольно широк. Например, это:

  • сотрудники компаний, получавшие высокие зарплаты «в конвертах» или работавшие без официального оформления;
  • предприниматели, не платившие налоги или минимизировавшие налогообложение;
  • лица, ведущие независимую профессиональную деятельность — нотариусы, адвокаты, художники, врачи;
  • заробитчане, которые работали без официального трудоустройства.

Юристы говорят, что среди их клиентов есть немало тех, кто всерьез рассматривает возможность обелить активы, купленные на теневые доходы и хранившуюся «под матрацем» наличку. Но уже начальное ознакомление с предложенными правилами напрочь отбивает у многих охоту ввязываться в эту историю.

«Налоговая проверять источник происхождения средств не будет, что, собственно, и преподносится общественности как залог отсутствия каких-либо дальнейших преследований со стороны контролирующих органов.

Но закон устанавливает четкую обязанность: чтобы задекларировать наличность, ее необходимо положить на спецсчет в банк. А для банков НБУ 5 августа 2021 года выдал отдельное положение, которое обязывает банк установить источник происхождения средств, которые будут вноситься на спецсчет», — поясняет Василий Андрусяк, партнер Moris.

Юрист Stron Legal Services Катерина Струкова считает, что нормы упомянутого постановления Нацбанка ставят под сомнение саму возможность проведения амнистии.

Ведь если граждане имеют подтверждение легальности размещаемых на счете средств (продажа недвижимости, подарок, наследство, проценты за размещение депозитов и т. д.), то с них уже были уплачены налоги. А значит, эти средства не могут быть повторно «амнистированы» с уплатой соответствующих сборов.

Читайте также: Налоговая амнистия. Нацбанк объяснил, как декларировать средства и банковские металлы

«В противном случае банк может ограничить операции с денежными активами, если декларант не сможет убедить банк в законности источников их происхождения», — говорит Катерина Струкова.

Юлия Федосюк, партнер практики налогового и корпоративного права Asa Group, уточняет, что перечислить деньги со спецсчета на текущий счет, снять их или использовать спецсчет как обычный текущий счет можно будет только после подтверждения источников происхождения денежных средств. Так что те, кто намереваются задекларировать деньги через размещение их на спецсчете, очень рискуют лишиться их вообще.

Конечно, задача банковского финмониторинга — отсеять террористов, коррупционеров или, скажем тех, кто получал деньги от государства-агрессора.

«Однако давать банку объяснения вроде „получал зарплату в конверте“, „ездил на заработки“, „торговал за наличные“ рискованно, учитывая уровень защиты информации в Украине и возможность ее утечки как в правоохранительные органы, так и к преступникам со всеми вытекающими последствиями. К тому же, неизвестно, готовы ли будут сами банки поверить таким объяснениям», — предупреждает Василий Андрусяк.

Поэтому он советует тем, кто все же решится декларировать наличку через спецсчет, по максимуму собрать доказательства того, что она не имеет отношения к отмыванию или финансированию терроризма.

«К примеру, если мы говорим о заробитчанах, то можно будет показать факты пересечения границы (отметки в паспорте), приглашения на работу, билеты, вероятно, даже информацию с личных страниц в соцсетях, где зафиксированы те или иные факты», — уточняет юрист.

Есть еще надежда на то, что государство упростит декларантам жизнь. 27 июля на форуме «Налоговая амнистия 2021» Даниил Гетманцев сообщил о подготовке ряда документов, которые в том числе смягчат процесс банковского финансового мониторинга. А до их появления с декларированием наличных средств стоит повременить.

Еще один риск размещения средств на спецсчете — возможность налоговой в течение года провести внеплановую документальную проверку, если будут выявлены нарушения в процедуре такого размещения или отсутствие требуемых документов.

На первый взгляд, все выглядит очень невинно: налоговый орган отправляет запрос и в течение следующих 15 рабочих дней фискалам нужно будет дать требуемые пояснения или запрашиваемые документы.

«Но если вы по каким то причинам не получили запрос (были в отпуске или за границей и т. п.) и запрос вернулся адресату (а практика работы налоговой с ФОПами и юридическими лицами говорит — запрос в этом случае считается врученным), то вы автоматически попадете на внеплановую проверку и на полную ставку НДФЛ 18%.

То же касается случаев, когда, по мнению налоговой, предоставлены не все документы или не все пояснения. Много «или», которые несут за собой риск в течении 365 дней превратить сбор в размере 5%, 6%, 9% и 11,5% в сумму НДФЛ в 18%», — говорит Анна Игнатенко, партнер ID Legal Group.

Хотя она тоже надеется, что налоговая даст четкие разъяснения по этому вопросу и установит жесткие рамки для случаев применения именно данной нормы закона.

«На сегодня, мы слышим только устные заверения, что проверок не будет», — говорит о текущем состоянии дел Анна Игнатенко.

И это еще один аргумент за то, чтобы не спешить с размещением денег на спецсчета. Тем более, что впереди еще целый год, в течение которого это можно будет сделать.

Кому декларирование пойдет на пользу

И все же, случаи, когда гражданам может быть выгодно участие в одноразовом декларировании, тоже есть. Например, чтобы существенно сэкономить на налогах. Как это может работать?

Допустим, в этом году вы получали доходы от инвестиционной деятельности, вознаграждение по гражданско-правовым договорам, приобретали активы и т. д. Тогда, если бы не было налоговой амнистии, до 1 мая следующего года пришлось бы подать декларацию об имущественном состоянии и заплатить НДФЛ по полной ставке.

Но сейчас то же самое можно сделать в рамках одноразового декларирования и заплатить налог по льготным ставкам.

Авторы закона говорят, что они постарались сделать так, чтобы не допустить такой возможности, а потому прописали: декларировать можно только активы, приобретенные до 1 января 2021 г. Но юристы утверждают, что соответствующая норма выписана очень небрежно. А потому позволяет ее трактовать так, что до 1 января 2021 года должны были быть заработаны средства, на которые уже в этом году приобретались активы.

«Одним из принципов налогового законодательства является принцип правомерности решений плательщика налогов, если норма закона предполагает неоднозначное или множественное трактование его прав и обязанностей.

Поэтому в случае с активами, приобретенными в 2021 году, такую неоднозначность нормы теоретически можно использовать и задекларировать их в рамках налоговой амнистии. При этом нужно быть готовым к спору с налоговой и обращению в суд. Но судебная практика говорит о довольно неплохих шансах на победу декларанта в таких спорах», — комментирует Юлия Федосюк.

Юристы также говорят, что декларирование поможет избежать претензий иностранного финмона и других контролирующих органов к нашим резидентам, владеющим зарубежными активами. Но тут тоже есть свои нюансы.

Как рассказала «Минфину» старший партнер K.A.C. Group Татьяна Кузьмич, МВФ, ЕБРР, например, не очень любят амнистированные «серые» деньги. Считают это некорректной конкурентной дискриминацией «честных» денег в международном бизнесе, с которых были уплачены налоги. И это накладывает свой отпечаток на всю систему.

«По международному законодательству амнистированные активы считаются «чистыми» и по ним не могут задаваться вопросы относительно их происхождения и уплаченных ранее налогов. А на практике могут быть моменты.

Например, гражданин Украины претендует на получение инвестиционного гражданства на Мальте, хочет купить недвижимость в Испании, или открыть инвестиционный счет в швейцарском банке. В полицию там, конечно, не обратятся, но прохождение процедур комплайенса гарантировано. Хотя, скорее всего, просто откажут», — говорит она.

Григорий Трипульский, основатель и директор юридическо-консалтинговой компании «Де-Юре», рассказывает, что, легализовав средства, находящиеся за границей, наш гражданин не получает индульгенции от преследования западным финмониторингом или налоговой службой.

«И если у украинских налоговиков вопрос о происхождении денег после подачи декларации об амнистии капиталов должен быть снят, то иностранный банк запросто может арестовать счет и потребовать объяснить, как они на него попали и какое имеют происхождение. Но открыть за границей новый счет и показать в качестве происхождения денег декларацию о налоговой амнистии будет не сложно», — говорит Григорий Трипульский.

Иными словами, если деньги уже лежат на счету в иностранном банке, то о них лучше не рассказывать. А вот если вы собираетесь переводить средства за границу и работать с иностранными банками — налоговая амнистия сильно упростит эту задачу.

Зарплата «в конверте»: показывать или нет

Зарплату в конвертах в Киеве получает каждый восьмой работник, а за пределами столицы — вообще каждый пятый. Таковы данные Госстата. По подсчетам группы экономистов Ukraine Economic Outlook, этот показатель еще выше: около 30−40% — не меньше. Если учесть, что в Украине около 16 млн работающих, то вопрос — декларировать или нет такие теневые доходы сейчас решает около 5 млн украинцев.

Однозначного ответа на этот вопрос нет даже у профессионалов.

«Отвечая на вопрос „стоит ли принимать участие в декларировании наемным работникам?“, необходимо четко осознавать, что, получая зарплату „в конверте“, сотрудник фактически является соучастником преступления. Следовательно, обязан задекларировать полученные средства и уплатить с них налог», — говорит адвокат юридичеcкой компании «Riyako & Partners» Андрей Тимонов.

Его коллега придерживается диаметрально противоположной точки зрения.

«Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика подавать годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах. Но такая обязанность считается выполненной, если человек получал доходы в виде официальной зарплаты. Потому что в данном случае он получил доход от налогового агента (работодателя), который и платит налоги за своего работника. Именно работодатель будет нести ответственность за нарушение требований законодательства об официальном трудоустройстве работников», — считает партнер МЮК «Kоdex» Станислав Климов.

Чтобы принять правильное решение, нужно учитывать еще несколько нюансов. Во-первых, закон не обязывает декларанта раскрывать источник дохода. Так что, теоретически, недобросовестный работодатель может остаться нераскрытым. Хотя, если брать, к примеру, то же декларирование наличных через размещение на спецсчете в банке, то информация о нем, скорее всего всплывет.

Во-вторых, закон освобождает от ответственности только физлиц-декларантов, но никак не юридических лиц. Так что, если всплывет название фирмы, не соблюдающей трудовое законодательство, ответственности ей не избежать.

И в третьих, власть готовит законодательные предложения, которые усилят ответственность юрлиц за подобные нарушения. А это значит, что первым лицам таких компаний придется пережить много неприятных моментов.

Что говорит закон о нулевом декларированииКто может воспользоваться:

физические лица — резиденты, в том числе самозанятые лица, а также физические лица — нерезиденты, которые были резидентами на момент приобретения объектов декларирования или в момент получения таких доходов.

Кто не может быть декларантом:

  • несовершеннолетние,
  • лица, по отношению к которым Украина применила специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции),
  • лица, которые за любой год, начиная с 1 января 2005 г, подавали или должны были подавать декларации в соответствии с законами о правовых и организационных основах в сфере предотвращения коррупции.

Что можно задекларировать:

  • валютные ценности,
  • недвижимое и движимое имущество (транспортные средства, предметы искусства или антиквариата, драгоценные металлы, ювелирные изделия),
  • имущественные права на объекты интеллектуальной собственности,
  • ценные бумаги и/или финансовые инструменты, определенные законом,
  • права на получение дивидендов,
  • другие активы физического лица, в том числе имущество, банковские металлы, кроме не размещенных на счетах.

Какие активы не подлежат декларированию (считаются уже амнистированными):

  • активы, суммарная стоимость которых не превышает 400 тыс гривен по состоянию на 31 августа 2022 года;
  • одно транспортное средство личного некоммерческого использования, за исключением транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 и более человек, легкового автомобиля с объемом двигателя не менее 3 тыс. куб. см или среднерыночной стоимостью более 375 размеров минимальной зарплаты, мотоцикла с объемом двигателя более 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты и катера, право собственности на который было зарегистрировано на момент декларирования;
  • недвижимое имущество на территории Украины, которое по состоянию на по состоянию на 31 августа 2022 года принадлежало физическому лицу на праве собственности, что подтверждается данными соответствующих государственных реестров, в объеме:

а) объекты жилой недвижимости:

апартаменты/квартиры общей совокупной площадью до 120 кв. м. или имущественные права, подтвержденные соответствующими документами, на такую квартиру или квартиры в многоквартирном жилом доме незавершенного строительства;

жилой дом/жилые дома (в т.ч. незавершенного строительства при наличи у физлица права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения) общей площадью до 240 кв. м.;

б) нежилые дома некоммерческого назначения и/или нежилые дома незавершенного строительства некоммерческого назначения, общая площадь которых не превышает 60 кв. м.;

в) земельные участки, совокупный размер которых по каждому отдельному участку не превышает нормы бесплатной передачи, определенной статьей 121 Земельного кодекса Украины.

Сроки для подачи специальной декларации:

Срок для подачи специальной декларации по «амнистированным» доходам составляет один год — с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022 года.

Какие налоги необходимо заплатить при однократном декларировании

В течение 30 календарных дней с даты подачи декларации необходимо оплатить специальный сбор в размере:

5% — по объектам, расположенным и зарегистрированным в Украине, в частности валютных ценностей в украинских банках;
7% — по активам, расположенным за границей, если декларация подана до 1 марта 2022 года (пониженная ставка, чтобы мотивировать к оперативному раскрытию)*;
9% — в отношении активов, расположенных за рубежом, если декларация подана после 1 марта 2022 года*;
2,5% — по доходам, за счет которых с 1 сентября 2021 по 31 августа 2022 года были приобретены ОВГЗ с периодом погашения более 365 дней без права досрочного погашения*.

* Возможно применение повышенной ставки(+2.5%) с рассрочкой уплаты тремя равными частями ежегодно. Сроки уплаты сбора также будут соответственно изменены.

Автор:

Заместитель главного редактора

Елена Демина

Пишет на темы:
Макроэкономика, финансы, госрегулирование, бюджет, фискальная политика

Источник: МинФин

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button