Общество

Открытие рынка земли: как получить кадастровый номер участка и оформить договор на землю

Открытие рынка земли: как получить кадастровый номер участка и оформить договор на землю

За две недели до официального запуска рынка земли в Украине (1 июля — ред.) Кабинет министров утвердил порядок проверки покупателей участков. Об этом сообщил в своем Telegram-канале премьер-министр Денис Шмыгаль.

Правительство и Верховная Рада ввели ряд предохранителей от злоупотреблений на рынке. Землю смогут покупать только физические лица украинцы, и в размере не более 100 гектаров. Все оплаты будут происходить только в безналичной форме. Будет проводиться финансовый мониторинг.

Кто и как будет проверять покупателей

Проверку покупателей земельных участков сельскохозяйственного назначения будут проводить нотариусы. Сверяясь по госреестрам они должны выяснить:

  • личность покупателя;
  • конечного бенефициарного владельца юрлица;
  • нет ли покупателя в санкционном списке;
  • не связан ли с террористической деятельностью;
  • сколькими гектарами земли владеет (не более 100 га в одни руки — ред.).

Источники происхождения средств для покупки земли должны быть документально подтверждены. Запрещено:

  • продавать земли иностранцам до решения референдума;
  • продавать государственные и коммунальные земли;
  • продавать земли, расположенные ближе 50 км к госгранице;
  • продавать землю россиянам и представителям террористов;
  • продавать землю компаниям-оффшорам.

Читайте также

Открытие рынка земли: кто получит право на льготный выкуп участков (видео)

Договор на землю

Покупка земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также переход права собственности на них оформляется путем заключения договоров приобретения, наследования, обмена, дарения и других гражданско-правовых сделок. 

Договора о переходе права собственности на земельные участки заключаются только в письменной форме. Такие договоры должны нотариально заверяться. 

Право собственности на участок (право постоянного пользования и право аренды) наступает с момента государственной регистрации таких прав.

Что должно быть в договоре

В Министерстве юстиции разъяснили, какие 10 обязательных реквизитов должны стоять на документах: 

  • фамилия, имя, отчество физлица или название юрлица;
  • вид сделки;
  • предмет сделки (земельный участок с определением места расположения, площади, целевого назначения, правового режима и т.п.);
  • кадастровый номер земельного участка;
  • документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • сведения об отсутствии запретов на отчуждение земельного участка;
  • сведения об отсутствии или наличии ограничений по использованию участка по целевому назначению (залог, аренда и т.п.);
  • информация о договорной цене;
  • информация о правах и обязанностях сторон;
  • информация о моменте перехода права собственности на участок.

Читайте также

Кабмин предложил Раде расширить земельный налог: кому придется заплатить

Кадастровый номер участка

Кадастровый номер — это своего рода "паспорт" на землю. Без кадастрового номера проводить юридические сделки с землей будет невозможно.

Земельные участки, зарегистрированные до 2004 года, обычно не имеют кадастровых номеров, что не позволяет полноценно распоряжаться таким активом. 

Чтобы получить кадастровый номер земельного участка, необходимо:

1. Обратиться к сертифицированному инженеру-землеустроителю (найти их список можно на сайте Госгеокадастра) или в соответствующую организацию и заказать разработку технической документации по землеустройству на каждый земельный участок.

2. Подать документы в орган Госгеокадастра по месту нахождения земельного участка. Это может сделать:

  • инженер-землеустроитель через портал электронных услуг;
  • лично заявитель в Центре предоставления административных услуг.

Читайте также

"Эффекта от рынка земли в этом году не будет" — министр

Для подачи нужны следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации земельного участка;
  • оригинал документации по землеустройству;
  • электронный документ со сведениями о земельном участке.

После подачи документы проверят на соответствие государственным требованиям. Если их подавал землеустроитель, на это понадобится до 7 дней, если заявитель — до 14 дней.

3. Получить выписку из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

4. Обратиться к регистратору прав собственности (например, к нотариусу), чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок. Владельцу выдают выписку из реестра прав собственности о регистрации.

Открытие рынка земли: как получить кадастровый номер участка и оформить договор на землю

Напомним, что по данным Госгеокадастра, в государственной собственности сейчас находится 750 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения. Еще 2 млн га земли передают в собственность местных общин. 

По материалам: Подробности

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button