Политика

Украина хотела получить ПДЧ в НАТО вместе с Грузией. А что теперь?

Украина хотела получить ПДЧ в НАТО вместе с Грузией. А что теперь?

Украина хотела получить ПДЧ в НАТО вместе с Грузией. А что теперь?

04.03.2021 15:25

Укринформ

Этот красивый ход вряд ли будет возможен в 2021 году. Впрочем, интересы европейской безопасности должны помочь в реализации украинской цели

Президент Зеленский подчеркнул недавно, что ближайшая цель страны — получение Плана действий ради членства (ПДЧ) в НАТО: «Приятно услышать от генсека Йенса Столтенберга, что двери НАТО открыты для Украины. Благодарен, что Вы лично и НАТО поддерживаете нас в стремлении к членству в НАТО. Наша ближайшая цель — ПДЧ. Мы серьезно относимся к реформам, поскольку они в первую очередь улучшают наш оборонный сектор». Это фиксация конкретного ориентира для стратегической цели, закрепленной в Конституции с 2019 года.

Говорили и о том, что ПДЧ может стать реальностью уже в этом году, причем — вместе с Грузией, которая сделала уже больше шагов к этой цели и политическая элита которой едина в желании евроатлантической интеграции, за исключением откровенных маргиналов. Но — у наших кавказских партнеров разгорелся политический кризис, связанный с арестом лидера оппозиции Никанора Мелия. И это стало поворотным моментом в отношениях Тбилиси и НАТО — перспектива ПДЧ для Грузии ближайшие годы может стать призрачной. А что же мы? Можем ли мы пройти свой путь к ПДЧ отдельно? И готовы ли мы к этому? Попробуем разобраться.

Украина-НАТО. Вектор первый: Цивилизационный

Помнится, лет десять назад первый президент Украины Леонид Кравчук сказал так: если мы говорим о вступлении в ЕС и евроинтеграции — то логично, что мы должны присоединиться и к НАТО. Учитывая реалии того времени такие тезисы выглядели смело: число граждан, поддерживавших членство в НАТО чуть превышало отметку 20%, хотя желающих присоединиться к ЕС уже тогда было вдвое больше.

Однако, формула НАТО + ЕС — это не просто политически мотивированный, а действительно — цивилизационный выбор. Североатлантический альянс был создан в противостоянии с тоталитарным коммунизмом, для защиты стран Европы и всего мира, исповедует демократию и уважает права человека. Окончание «холодной войны» и развал «социалистического лагеря» автоматически расширили территорию этого свободного мира. В него попала и часть постсоветского пространства.

Кстати, в определенный момент в него могли быть включены и Росия, и Беларусь, но они решили по-своему — и в полной соответствии с «советской практикой» начали новую конфронтацию с НАТО. Сама Россия еще задолго до 2014 года стала подчеркивать, что именно она — правопреемница СССР. Что означало: руководство России органически не воспринимает принципы, на которых было создано НАТО, в Кремле решили идти по пути, где противостояние с Западом — едва ли не главная стратегема.

То, что Украина оказалась не просто перед политическим выбором о евроатлантической интеграции, то, что он стал для нее единственным возможным после 2014 года — это тоже факт, и его закрепление в Конституции — было юридически необходимым шагом.

Агрессия России расставила акценты окончательно: это не просто посягательство на бывшую колонию, это — попытка подавить демократию и свободу, то есть это — навязывание именно тоталитарных норм. И то, что Украина при разных президентах и ​​составах парламента одинаково настаивает на присоединении к НАТО — свидетельство именно цивилизационного выбора, сигнал мировому сообществу — это серьезно и ответственно. Как и тот факт, что поддержка вступления в НАТО сейчас выросла вдвое — до 40-45% по разным соцопросам.

Украина-НАТО. Вектор второй: как получить ПДЧ?

Украина хотела получить ПДЧ в НАТО вместе с Грузией. А что теперь?
"…двери в НАТО открыты для Украины"

Гарантии, распространяющиеся на членов и партнеров организации, значительно затрудняют возможность продолжения агрессивной политики России. И именно поэтому сейчас мы наблюдаем обострение на Донбассе, оно провоцируется умышленно. Ведь демонстрация существования и продолжения военного конфликта в стране, претендующей на членство в НАТО — это попытка «подвесить вопрос» на неопределенный срок. И такие попытки Россия будет продолжать пока будет существовать в своем нынешнем постимперском мировоззрении, перспектива Украины в НАТО — это реально страшный сон для кремлевских геостратегов.

Не скроем — проблемы в продвижении к НАТО есть, и они, прежде всего, внутри Украины.

Во-первых, реформа армии, военного обеспечения и перевооружение должна стать не словами, а реальностью. Это — огромные деньги, и общество должно понимать, что эти расходы — оправданы. Следовательно, вся политическая элита (кроме откровенных агентов влияния России), делегированная народом в парламент, должна объяснять избирателям — вопрос перевооружения армии, ее полного перехода на стандарты НАТО — это не трата денег на прихоти — это обеспечение защиты независимости и мира в стране. Когда речь идет об армии, все реально проукраинские силы должны быть вместе.

Во-вторых, это сохранение и дальнейшее развитие демократических институтов и борьба с коррупцией. Пример Грузии, которая одним неосторожным (а, скорее всего, спровоцированным Москвой, мы об этом писали) шагом перечеркнула многие перспективы не только в НАТО, но и в ЕС и в отношениях с США. Мы такого себе позволить просто не можем — враг на нашей земле в прямом смысле этого слова.

В-третьих, надо говорить с людьми, ведь вступать в НАТО будут не президенты и генералы, вступают в НАТО всей страной. Этот коммуникационный пробел должен быть преодолен — ведь НАТО это не только об обороне, НАТО — это о рабочих местах, образовании, технологиях. НАТО — это шанс для многих украинцев получить новые знания и возможность реализации. Осознают ли это в Украине?

Украина-НАТО. Вектор третий: Это нужно не только нам

Но отстранимся от иллюзий и идеализма.

Украина хотела получить ПДЧ в НАТО вместе с Грузией. А что теперь?
Андрей Таран

В декабре министр обороны Украины Андрей Таран повторил: цель Украины получить ПДЧ уже 2021 году и привел убедительное обоснование этого желания: «Мы верим, что для НАТО было бы правильным решение о членстве в альянсе Украины и Грузии. Наши страны имеют много общего. Это постсоветские республики, это страны, которые подверглись агрессии со стороны России. С нашей точки зрения, потенциальное членство в НАТО Украины и Грузии будет иметь существенное влияние на евроатлантической безопасности и стабильности, в частности, в Черноморском регионе».

Но — в Грузии фактически вопрос получения ею ПДЧ заморожен, поэтому учитывая политический кризис в Армении — не пора ли говорить об очередной и, к сожалению, успешной спецоперации России на Южном Кавказе? И — следовательно — не является ли это просчетом не только политических элит этих стран, но и евроатлантических аналитиков? Ведь усиление России в любом виде в черноморско-кавказском регионе — это проблема не только Украины и Грузии, но и НАТО. Поэтому ключевой вопрос: если хорошая дипломатическая идея об одновременном получении ПДЧ Грузией и Украиной сейчас не представляется возможной, то сможет ли Украина сама получить ПДЧ в 2021-м?

Одного взгляда на карту Европы достаточно, чтобы увидеть насколько важна стратегически территория Украины. Если посмотреть вдоль меридиана на север и юг — от Финляндии до Египта, то можно увидеть что это — реальная цивилизационная грань между европейским и азиатским миром. Кто силен на этой грани, то имеет преимущество во всем мире.

Если на севере все более-менее понятно — Финляндия и страны Балтии выступают форпостом демократии, то дальше — Беларусь с диктатором Лукашенко, который, кажется, окончательно «утонул» в объятиях Путина, Украина, прямо страдающая от российской агрессии, Молдова, где идет перетягивание каната между проевропейским президентом Майей Санду и пророссийской оппозицией, а фактор Приднестровья все еще не решен. Наконец, Турция, которая хоть и член НАТО, но выстраивает сейчас собственную геополитическую стратегию, которая имеет все шансы не понравиться некоторым соседям.

Так только ли Украине необходимо ПДЧ? Не будет ли правильно поставить вопрос иначе: а как НАТО без Украины со статусом ПДЧ будет выравнивать этот непростой баланс на цивилизационной грани между Европой и Азией? Дальновидно ли со стороны НАТО и по соображениям европейской безопасности не учитывать этого? И по сути — позволять России же чувствовать себя хозяйкой на уже бывшем «постсоветском пространстве». Эти вопросы не риторические, а исключительно актуальные. Ресурсный и территориальный потенциал Украины, способность ее Вооруженных сил, которые крепли в боевых условиях после 2014 года — это и вызов, и шанс как для самой Украины, так и для НАТО продолжать крепнуть и давать отпор любой угрозе в Европе.

Да, получить ПДЧ будет непросто, но нужно убеждать НАТО прагматичными, рациональными, материальными аргументами. Ближайшие шаги Украины ради членства в НАТО, кажется очень четко определила Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в Украине Лариса Галадза: «Мне кажется, Украине нужно все время демонстрировать, что она делает свое «домашнее задание», что она преодолевает практически барьеры для вступления в НАТО».

Виктор Чопа, Киев

По материалам: Укринформ

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button