Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры

Аналитика

22.09.2020 09:00

Укринформ

Мы — первые в Европе и четвертые в мире по объемам рынка аутсорсинга. Теперь — лишь бы не мешали, не кидались «доить три раза в день»

Коронавирус закрыл перед украинцами границы, но не возможность работать на иностранный бизнес. Работникам, трудящимся в онлайне, локдауны не страшны. Уже много лет украинские IT-специалисты, дизайнеры, копирайтеры, маркетологи успешно фрилансят, предоставляя зарубежным заказчикам качественные услуги. Украинская армия фрилансеров уже крупнейшая в Европе, а главное — ей удалось зарекомендовать себя на международном рынке. Этим летом одна небольшая студия дизайна интерьеров в Одессе, например, получила очень солидный заказ от китайского бизнес-монстра — концерна Xiaomi, и исполнила для него проект под рекламу первого в мире прозрачного телевизора. (О ее конкретном опыте мы расскажем в ближайшие дни). Казалось бы, где Пекин, а где Одесса? Это и называется глобализацией.

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры
Одесская студия дизайна разработала серию визуализаций для рекламы прозрачного телевизора Xiaomi

Одесса — не единичная история успеха. Услуги украинских специалистов все более популярны на международном рынке, и это реальный шанс Украины догнать современность.

И ТАКОЕ БЫВАЕТ: УКРАИНА – НОМЕР ОДИН В ЕВРОПЕ

Успех отдельной одесской студии — следствие общей «продвинутости» украинских услуг на международном аутсорс-рынке. Год назад Украина по итогам второго квартала вошла в ТОП-5 стран по росту рынка фриланса, о чем говорилось в докладе американской компании Payoneer. Ее составили на основе данных 300 тысяч пользователей сервиса (Payoneer занимается цифровыми платежам). Получилось, что в прошлом году доходы фрилансеров в Украине выросли на 36% по сравнению с предшествующим годом. Это прежде всего связывают с ростом количества в нашей стране IT-специалистов, работающих на аутсорс, то есть выполняющих заказы, выступающиих подрядчиками крупных компаний. Украинские фрилансеры оказались в одной пятерке с коллегами из США, Великобритании, Бразилии и опередили не менее активных филиппинцев и индийцев.

В Европе Украина уже несколько лет подряд лидирует как фриланс-рынок, говорит Екатерина Божкова, партнер по развитию бизнеса фриланс-платформы Upwork в Центрально-Восточной Европе. В мире, по оценке этой платформы, наши фрилансеры занимают четвертое место и качество их услуг постоянно растет. «По данным нашей аналитики, на IT (на рынке аутсорса. — Ред) приходится 81-82% всего объема, на втором месте в Украине — креативная индустрия (11-12%), различные направления дизайна. В этих сферах у украинцев очень сильная репутация: на фриланс-площадках фиктивных отзывов не бывает», — говорит Екатерина. Американский фрилансер с определенным набором навыков и украинец с такой же экспертизой будут иметь разный «рейт», то есть украинцу заплатят меньше, а качество заказчики получат то же. Поэтому клиентов у наших фрилансеров хватает и возможности не ограничены. «Знакомый дизайнер с 5-7-летним опытом на Upwork сейчас работает с таким клиентами, как Snapchat (мобильное приложение обмена фотографиями и видео), Facebook, Google, а это очень высокий уровень», — рассказывает Божкова.

В ЧЕМ НАША СУПЕРСИЛА: ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ТАЛАНТЫ, НАЛОГОООБЛОЖЕНИЕ

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры
IT-индустрия достигает высоких результатов, потому что есть хороший квалификационный уровень специалистов и опыт решения сложных задач

По данным анализа World Bank, PwC и IT Ukraine, информационно-коммуникационные технологии пока — это отрасль, на которую приходится 20% всего украинского экспорта услуг. В Украине более 1600 компаний, который занимаются IT-услугами, с 2015 по 2019 годы, по данным исследования компании N-IX (украинская IT-компания, технологический партнер инновационных компаний из США и стран Европы), IT-рынок вырос вдвое и продолжает прогрессировать. Нам заказывают — мы достойно выполняем и создаем Украине соответствующую репутацию. В феврале успех наших соотечественников зафиксировала Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP). В своем очередном рейтинге Global Outsourcing 100 (GO100) 12 мест из сотни она отвела украинским компаниям (а еще 6 или 7 фирм с этом списке — международные, но с офисами в Украине).

Преимущества наших исполнителей пока связаны, хоть мы и привыкли ругать украинскую систему образования, но с унаследованными ее традициями, говорит Юрий Сивицкий, президент Ассоциации Software Ukraine. По его словам, наши студенты изучают не только профильные дисциплины, но и физику, химию, гидравлику-электронику и в результате получаются сильными специалистами. «Сейчас к этому подключились и сами IT-компании: инвестируют в университеты, помогают создавать учебные программы, дают студентам практику. Также у многих есть свои курсы подготовки специалистов», — говорит Константин Макаров, генеральный директор и основатель черниговской IT-компании SendPulse. Менеджер говорит, эта индустрия достигла действительно высоких результатов, потому что есть хорошая техническая база и экспертиза специалистов, опыт решения сложных задач. Расти уровню наших разработчиков и решений, которые они могут создавать, помогает и то, что многие международные IT-компании уже имеют в Украине свои R&D-офисы (заказчик и исполнитель — де-факто одна компания).

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры
Многие международные IT-компании уже имеют в Украине свои офисы

Сегодня Украина уже славится как аутсорсинговая страна, наши айтишники ценятся. Они имеют преимущества по сравнению с другими мощными фрилансерами из Индии, Филиппин и др. «Играет на руку европейский менталитет, соответствующие традиции общения, прагматичность, креативность», — говорит Сивицкий. Даже доступность дешевого интернета, общие с заказчиками часовые пояса и отсутствие природных катаклизмов: мало шансов, что украинец сорвет дедлайн, потому что не смог оплатить интернет или потерял ноутбук из-за цунами. «А еще мы конкурентны в цене на мировом рынке. Специалисты в США и Европе стоят в несколько раз дороже», — отмечает Макаров. Украина очень комфортна с точки зрения налогообложения. Здесь массово используется ФЛП третьей группы как самозанятое лицо, с которым можно заключить контракты. «Программисты выступают как контрактеры, поэтому с зарплаты на налоги уходит всего 5%. Такое налогообложение довольно конкурентно на фоне других стран », — говорит Макаров. Очень важно сохранить эти комфортные условия, уверен он — это будет способствовать дальнейшему развитию. Если произойдут какие-то глобальные изменения (а украинское правительство их планирует), ситуация может измениться радикально.

СВОЙ ПРОДУКТ ДОЛЖЕН ПРИДТИ НА СМЕНУ АУТСОРСИНГУ

Но, пока, существующее положение вещей — отличный вариант для государства. Украинцы проявляют себя на современном международном рынке услуг, зарабатывают валюту. Аутсорсинг — ресурс возобновляемый, с каждым последующим заказом он становится лучше, потому что растет уровень исполнения, уверен Сивицкий. «Но по сравнению с американскими, австралийскими или даже польскими коллегами наши в чем-то проигрывают: в их странах ведутся передовые разработки, уровень подготовки очень высокий», — объясняет Сивицкий. Желательно переходить на следующий этап — добавлять продукты и сервисы, где доходность гораздо выше, объясняет он. По некоторым оценкам — на собственные продукты пока приходится процентов 10% IT-усилий, на аутсорсинг — 90%. «Хотелось бы, чтобы «производительных» компаний становилось как можно больше, чтобы мы разрабатывали продукты в Украине и выводили их на мировой рынок. Украине нужно еще расти и расти, много инвестировать в отрасль стартапов и разработки продуктов (пока она на среднем уровне), — считает Константин Макаров. — Есть уже и успехи: в Украине есть несколько компаний, которые оцениваются более чем в миллиард долларов, однако в масштабах государства такой, как Украина, — это немного».

В нынешней форме наш развитый аутсорсинг — временный, считает господин Сивицкий. «Ценность этого бизнеса в создании новых технологий, продуктов. Огромные компании, которые сейчас массово предоставляют сервис, со временем превратятся в нечто другое», — говорит он. Пока вся интеллектуальная собственность, разработанная нашими специалистами, находится у западных заказчиков. А если бы оставалась в Украине — это уже другая добавленная стоимость и уровень уплаты налогов.

«КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНКА» В ЧЕРНИГОВЕ И ЛЬВОВСКИЙ ТЕХНОПАРК

Можно сказать, ІТ-отрасль в Украине, как барон Мюнхгаузен, сама себя тянет из болота. Еще в 2014-2015 годах фирмы целыми офисами перебирались за границу в поисках стабильности. Сейчас этот процесс, по наблюдениям самих участников рынка, почти прекратился. В Украине айтишники активно формируют IT-кластеры, профильные «цеха», и эти объединения — не для красоты, а для совместных действий. В Чернигове такое сообщество, например, купило территорию заброшенной фабрики и превращает ее в некую «кремниевую долинку» — бизнес-центр для IT-компаний и креативного бизнеса.

Как барон Мюнхгаузен: украинский ІТ-бизнес сам себя вытащил в мировые лидеры
У львовского кластера большие планы

Львовский кластер пошел еще дальше — взялся за технопарк с учебными лабораториями и университетом, строит жилье для IT-специалистов. Имеет в планах способствовать запуску новых авиарейсов из Львова, помогать городу внедрять smart-решения для транспорта и инфраструктуры. К созданию кластеров IT-бизнес подталкивает здравый смысл — это очень целесообразно. «Когда есть единый принцип ведения бизнеса, нетрудно сложиться деньгами и приобрести, создать что-то необходимое всем в определенном стандарте, — объясняет Юрий Сивицкий. — Так легче сохранять договоренности, решать проблему «утечки мозгов». Отрасль, если ей не мешать, будет автономно развиваться и подтягивать за собой другие бизнесы, убежден эксперт.

В 2017 году законодательство уже сделало первый шаг к легализации рынка фриланса, существенно упростило условия работы, говорит Екатерина Божкова. Уже не нужно подписывать с заказчиком бумажные договоры, достаточно инвойса. «Это способствовало легализации рынка, но не на 100%. Уплату налогов, условия сотрудничества нужно еще облегчить, чтобы IT-индустрию реформировать в сторону гибкости, упрощения процессов, — говорит она. — На рассмотрении в ВР есть несколько законопроектов, принятие которых очень мотивировало бы этот бизнес в Украине». А пока успешный аутсорсинг как минимум создает Украины положительный имидж страны, где полно талантов. Которые, получая задачу за задачей, повышают свой уровень и заставляют окружение расти тоже.

Татьяна Негода, Киев

По материалам: Укринформ

Exit mobile version