Украина заняла девятое место в мире по числу умерших больных коронавирусом за сутки. Соответствующие данные опубликовала платформа Worldometers. ГолосUA решил разобраться, введут ли в Украине тотальный карантин и ждать ли коллапс в медицинской системе из-за наплыва коронавирусных больных, спросив об этом бывшего Главного санитарного врача Украины Святослава Протаса.
— Святослав, в Украине заболеваемость коронавирусом бьёт рекорды, нужно ли вводить более жесткие карантинные мероприятия?
— На самом деле, это риторический вопрос, что делать в этой ситуации. В первую очередь, нужно было готовить специалистов, которые могли бы работать в очагах. В частности, отлеживать контактных лиц и изолировать их. То есть, чтобы люди с легкой формой коронавируса не ходили в магазины и не ездили в общественном транспорте. Для борьбы с коронавирусом нужно делать многое, но для нашей страны, все это очень сложно. Если в Китае больницу построили за неделю, то для Украины потребуется 100 лет. Поэтому на сегодняшний день единственный рычаг, которым можно будет корректировать количество заболевших – карантин. Хотя он уже не будет иметь такого же эффекта, как в начале эпидемии. Все уже настолько разговелось, что даже карантинные мероприятия не смогут сдерживать распространение инфекции.
Общество уже не будет воспринимать эти карантинные мероприятия, так как людей заставляли сидеть в квартирах и пугали, когда для этого не было никак оснований. Позже в этом признались чиновники Минздрава. У людей больше нет доверия к действиям власти, и они не будут подчиняться. Самое страшное – потеря доверия к власти и медицине.
— Когда ожидать ужесточения карантина?
— После выборов на отдельных территориях будут пытаться ужесточать карантинные ограничения. Об этом сегодня говорят политики. Некоторые из них заявляют о необходимости введения чрезвычайного положения. Другого инструмента у власти для снижения потока больных просто нет. Поэтому они будут его использовать. Тотальный карантин даст эффект, но это будет не быстро, минимум через две неделе после его введения, произойдет стабилизация ситуации и только спустя еще две недели заболеваемость пойдет на спад. Эффект от тотального карантина будет условным, но на сегодняшний день нет другого пути. В противном случае Украина рискует повторить «итальянский сценарий», когда врачи выбирали, кому из пациентов оказывать помощь, а кому нет. Однако, после того, как в стране усилят карантинные меры, стоит ожидать противостояния со стороны общественности.
— Если введут чрезвычайное положение, остановится жизнедеятельность всей страны?
— На сегодняшний день в законодательстве четко определено, что такое чрезвычайное положение. В частности, какие вводятся ограничения конституционных прав. Это те же ограничения, которые вводились весной, но только без решения Конституционного суда. Сейчас общество постепенно морально готовят к тому, что усилится карантин, чтобы не было паники. Ведь люди пугаются, когда слышат, что введут чрезвычайное положение. Однако, после того, как введут жесткий карантин, люди не будут его воспринимать, и не будут его придерживаться. В частности, оставаться дома и не гулять в парках с детьми. Если полиция вновь начнет штрафовать и пугать людей штрафами, то в обществе начнет расти социальное напряжение, которое может очень плохо закончиться.
— Почему так называемое зонирование у нас не работает?
— Оно не может работать. Ведь там, где вводят красную зону, это не воспринимают и сразу начинают протестовать. В итоге власть пошла на то, чтобы пересмотреть ограничительные критерии. В частности, чтобы практически никто не попадал в красную зону в преддверии выборов. Будет не логично, когда в красной зоне не ездит транспорт, но проводятся выборы. Эти игрушки с «зонами» изначально были обречены на провал. Карантинные мероприятия не останавливают распространение инфекции, и не лечат, а только растягивают рост заболеваемости во времени. Это дополнительный политический инструмент в руках власти, которым можно манипулировать. Ведь нет четких критериев в использовании этих мероприятий, так как коронавирус является новым возбудителем.
— Хватает ли медицинского персонала для борьбы с коронавирусом?
— В стране недостача медиков. А из-за отсутствия специфического лечения и профилактики, другого пути, как всем переболеть COVID-19, нет. Вопрос в том переболеть за год или за два года. « Завалить» больницы людьми или сделать так, чтобы больницы могли предоставлять необходимую медицинскую помощь, чтобы врачи не делали выбор, кого подключать к кислороду, а кого нет.
Поэтому нам нужно в первую очередь заботиться друг о друге. Если я надеваю маску, так как могу болеть коронавирусом, то завтра мои соотечественники не будут лишены качественной медицинской помощи. Они не будут лежать в больничных коридорах. Именно поэтому нужно соблюдать масочный режим.
— Правда ли, что коронавирусом можно заболевать несколько раз?
— Коронавирусом можно заболеть повторно, однако болезнь будет протекать в более легкой форме, это значит, что COVID-19 станет сезонным заболеванием.
Поэтому повторное заболевание коронавирусом не несет риска в виде летального исхода или тяжелого протекания болезни. Это говорит о том, что COVID-19 станет сезонным заболеванием. Он будет ежегодно циркулировать, как и другие респираторные и вирусные инфекции. Например, грипп.
Коронавирус – очень заразная болезнь с высоким уровнем летальности, по сравнению с другими инфекционными возбудителями. Отличить ее от гриппа и других острых респираторных заболеваний сложно. Поэтому все, у кого есть клинические проявления простудных заболеваний, берутся под особый контроль, для того чтобы провести диагностику, чтобы понять, с каким возбудителем мы имеем дело.
— Например, в Харькове уже коронавирусная катастрофа, заняты все реанимации и койки в больницах, больных просто некуда класть, может ли быть такая ситуация по всей стране уже завтра?
— Достаточно вспомнить кадры из итальянских и российских больниц, которые были опубликованы в сети этой весной. Нужно понимать, что на сегодняшний день на коронавирус будут накладываться сезонные вирусные заболевания, на этапе первичной диагностики отличить грипп от коронавируса практически не реально. Клинические симптомы очень похожи. Все зависит от тяжести заболевания. Все больные, которые сегодня имеют симптомы простудных заболеваний, считаются зараженными коронавирусом. Их однозначно нужно госпитализировать и изолировать, после чего проводить лабораторные исследования, для того чтобы понимать, с чем мы имеем дело. Поэтому должен быть отработан определенный алгоритм. Однако, мы видим, что первичное звено и лаборатории не справляется с потоком больных.
По материалам: Голос