Ekip Sport
Подписка на журнал
__________________

Размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла


Про баранку написал Борис Пастернак в 1913 году. Больше ста лет назад. На мой взгляд, с тех пор никто не придумал метафоры лучше – это, во-первых. И мало что изменилось – это, во-вторых.

__________________

Мысли в воздухе

Венеция – маленькая, крохотная, первым делом посмотрит в иллюминаторы крышами домов. Красной черепицей и бирюзовой лентой Гранд-канала. И когда самолет пойдет на посадку, мой сосед справа спросит: «Интересно, внутри так же красиво, как и снаружи?» Снаружи – это сверху, а внутри – это на земле. В Венеции много стариков, поэтому в самолете летит сразу несколько украинских женщин, которые работают в Венеции экономками и сиделками. Они, как в сельском автобусе, громко и раскатисто, никого не стесняясь, начнут кричать: «Внутри еще лучше, чем снаружи!» Женщинам приятно – у них уже есть сакральное знание, а у других – нет. От этого растет самооценка и Венеция нравится им еще больше.

obe

Жизнь на воде

Главный маркер Венеции – вода. Бирюзовые жилки каналов режут город на части, которые тонкими рукавами уходят в платье Адриатики. Город стоит на островах лагуны, и большинство его построек граничит с морем, поэтому фундамент каждого строения укреплен дубовыми сваями. Целые леса легли под ноги человечеству – чтобы укрепить болотистую почву при постройке дворцов, в грунт вгоняли тысячи деревянных столбов. Под самым древним мостом Венеции Риальто в дно лагуны было забито двенадцать тысяч свай.

Материковую и островную части города связывает железнодорожный мост Либерта, построенный в 1846 году. В 1933-м Муссолини принял решение расширить его, добавив к железнодорожным путям автомобильную трассу – чтобы представить, как это выглядит, достаточно взглянуть на мост Метро в Киеве. Сегодня с материка в Венецию можно добраться тремя видами транспорта: на катере из аэропорта Марко-Поло, на поезде до венецианского вокзала Санта-Лючия или на колесном транспорте до площади Рима. Дальше – передвижение только на своих двоих либо по воде.

IMG_1928

Без водной прогулки, конечно, никуда. Стандартные расценки на катание на гондолах действуют с восьми утра и до семи вечера: 80 евро – полчаса. После семи вечера – дороже. Дороговизну гондольеры объясняют высокой стоимостью самого плавсредства – по их словам, одна гондола стоит до двадцати пяти тысяч евро. Таксисты – водители быстроходных комфортных катеров – формируют стоимость, ориентируясь на расстояние: поездка от железнодорожного вокзала Санта-Лючия до острова Лидо обойдется в девяносто евро. Самый дешевый вид транспорта – городские водные трамвайчики вапоретто. Они курсируют вдоль Гранд-канала, острова Риальто к островам Мурано, Бурано, Лидо. Самое интересное ценовое предложение, о котором мало кто знает, – молодежная (от 14 до 29 лет) карта проезда Rolling Venice на 72 часа. Она стоит двадцать евро и включает не только поездки на вапоретто, но и на автобусах Местре и Лидо.

Gondola-Ride

Что посмотреть

Когда-то, давным-давно на экраны вышел документальный фильм «Прогулки с Иосифом Бродским». Бродский в плаще и в шляпе, похожей на панаму, водил съемочную группу по Венеции, пил кофе, курил, читал стихи. Все это длилось на экране минут сорок – недолго, но вполне достаточно, чтобы составить представление не только о поэте, но и о городе. С теми, кто видел этот фильм, венецианская «прошивка» Бродским остается навсегда – его любимое кафе «Флориан» на площади Сан-Марко, рыбный рынок Риальто и маленькие венецианские церкви.

img_1652

«Флориан» – старейшая кофейня в городе. Кофе, как везде в Италии, дешевле у стойки – три евро за эспрессо; и дороже за столиком – шесть евро. Весь персонал – только мужчины, днем – в белых пиджаках, вечером – в черных. Кофейня овеяна массой легенд – говорят, тут бывал и Байрон, и Казанова, и Хемингуэй. Внутри антураж на любителя – диваны с красной бархатной обивкой и куча «золота» на стенах. Сидеть за столиками снаружи намного приятней. Да! – и каждый чек дополнительно включает шесть евро за живую музыку.

кафе-Флориан-3

Ради рыбного рынка Риальто стоит снимать апартаменты с кухней – с утра прилавки рынка ломятся от свежих морепродуктов. Здесь и креветки, и устрицы, и гребешки, и крабы, и омары. Это все сразу хочется купить и приготовить. На быстром огне. Можно даже в одной кастрюле. При покупке стоит обращать внимание на ценники, на которых указан производитель рыбы, – не всегда это местные рыбаки. Рынок работает со вторника по субботу, с половины восьмого до двенадцати. Добраться до него можно на вапоретто №1, ехать до станции Rialto Mercato.

venezia-3-parte-4

Процветающая средневековая Венеция была трамплином для многих художников – все таланты Италии съезжались сюда в поисках славы и денег. Поэтому едва ли не в каждой церквушке города есть шедевр – это могут работы Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Беллини. Самая известная церковь Венеции – базилика Девы Марии исцеляющей, которая построена в честь избавления города от чумы, унесшей треть населения. Церковь расписана Тицианом и Тинторетто.

BDF-statues

Эпилог

– Как хорошо, – говорю я, спрятавшись от дождя в бутике. Здесь окна-арки и широкие подоконники, на которых можно сидеть.

– Ничего хорошего, всю зиму дождь и лужи, – отвечает по-русски девушка-продавец.

– А у нас снег.

– Лучше снег, чем дождь, – девушка поправляет платье на вешалке и рассказывает, что приехала в Венецию из самого лучшего на свете города Днепропетровска пять лет назад.

Я смотрю на нее и понимаю, что дело не в дожде. Просто у каждого человека есть свой магнит на карте, маленькая точка, место притяжения. У меня – дача, у Бродского – Венеция, у девушки-продавщицы – Днепропетровск. И люди-электроны взлетают и садятся, отправляются и причаливают, спят под стук железнодорожных колес, влекомые силой Лоренца на пути к своей цели.

dsc01374




  • Публикации по теме

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *