Подписка на журнал
tema2

Оберег под баобабом


Текст: Олег Покальчук. Иллюстрация: Кристина Ерёмина.

tema2

Моему старинному товарищу с экзотической военной судьбой довелось служить в Африке. Кроме множества прочих самых невероятных историй он рассказал мне и эту, как нельзя лучше иллюстрирующую тему, как человек понимает, что такое безопасность..

В Африке до сих пор необычайно популярно колдовство и различного рода колдуны. Это всеми уважаемые люди, нечто среднее между нашими социальными работниками и политическими экспертами. К ним обращаются по самым разным, но всегда вполне практическим поводам, поскольку африканцы – народ не только солнечно жизнерадостный, но и чисто конкретный.

В связи с этой историей нелишне напомнить, что стрелковое оружие в Африке – совершенно заурядный бытовой предмет, как у нас мобильный телефон или шариковая ручка.

Так вот, колдуны, кроме осуществления своих волшебных ритуалов, торгуют еще и разного рода амулетами на все случаи жизни. А поскольку случаи жизни часто происходят от этого самого стрелкового оружия, мин, снарядов и прочих атмосферных африканских явлений, то амулеты, естественно, продаются сообразно реальным угрозам. Причем амулеты от стрелкового оружия различаются по калибрам, что представляется вполне справедливым. Ну как может амулет от девятимиллиметровой пистолетной пули защитить от крупнокалиберного пулемета? Да никак.

Ну и вот сама история. Пришли к шаману двое братьев за амулетами от 7,62. Самыми ходовыми. Естественно, братья были при оружии, взрослый человек в Африке и без автомата – это как-то некультурно. Шаман амулеты им продал, необходимые сопутствующие церемонии провел, братья ушли довольными.

Но поскольку, как выше упоминалось, африканцы – ребята конкретные, отойдя недалеко, они подумали: а не провести ли им полевые испытания магического девайса?

Короче говоря, поставил один брат другого под баобаб и шмальнул в него из автомата. А брат взял и умер.

Рассерженный стрелок снял амулет с покойного и пошел к шаману на разборки. Шаман осмотрел амулет, внимательно расспросил обо всех обстоятельствах дела и в итоге признал, что амулет не сработал. И вернул деньги.

Что сделал стрелок? Ушел восвояси с чувством восстановленной справедливости.

Это иллюстрация примитивности магического сознания в его специфическом африканском исполнении. Но дело в том, что подобные шаманы и стрелки с братьями и сестрами ходят ежедневно среди нас, лишь время от времени меняясь магическими ролями. Ну и естественный отбор у нас, разумеется, помягче. Стрельба пока все еще не так популярна, как в Африке. Поэтому страна изобилует таким количеством удивительных во всех отношениях людей.

Вера в универсальные средства защиты породила мировые религии. Они до сих пор определяют смысл существования для миллиардов людей. В этих религиях главной угрозой человеку является верховное божество или его ближайший родственник. А задача по личной безопасности сужена до невидимого, до души. Тело при этом может спокойно отправляться под ближайший баобаб, потому что все лучшее уже положено шаманами на небесный депозит.

Религия, веками объяснявшая картину мира и место человека в ней, заложила в массовое сознание чрезвычайно устойчивый паттерн поведения – смирение перед непреодолимыми обстоятельствами. Выработала правила поведения, при которых бездеятельность и беззащитность объявлялись добродетелями. А умение действовать на упреждение, сражаться и выживать – греховными качествами.

Тем не менее, когда церковь нуждалась в насилии ради собственной безопасности, она объявляла особое положение и переводила потенциальных грешников в разряд героев, а потом, если плохо себя вели, возвращала статус, как было, например, с орденом рыцарей-тамплиеров.

В любом разговоре о безопасности скромно упускается из виду то банальное обстоятельство, что самой большой угрозой для человека прежде всего является сам человек. Дело даже не в том, что антропологический фактор губителен для планеты и всего живого.

Во-первых, сознание устроено таким образом, что маркеры опасности человек изначально ищет вне себя. Снаружи физической или умственной пещеры, в которой обитает он и его племя. Во-вторых, любое активное изменение поведения связано с повышением расхода энергии. То, что оно в перспективе может дать значительную ее экономию, примитивному или катастрофическому сознанию недоступно. Из этого следует, что наиболее естественной, первичной реакцией человека на опасность является застывание на месте, желание слиться с окружающей средой, стать невидимым и неслышимым, пока опасность не минует.

В современных условиях и при современных рисках это самое глупое поведение, которое можно себе представить. При артиллерийском обстреле, например. Поэтому заботу о безопасности человек, как существо социальное, предпочитает возложить на организаторов этого самого социума. Вопреки собственным очевидным наблюдениям, что никакое государство не ставит себе целью обеспечить безопасность отдельно взятой личности. Речь всегда идет о безопасности государства и его обслуживающего персонала. И даже борьба копов (гипотетически) с нарушениями «общественного порядка» содержит в себе указание на то, что они охраняют определенные правила игры в местах массового скопления игроков, а вы, как личность, заслуживаете право на безопасность тогда, когда как примерный гражданин безусловно поддерживаете в первую очередь государство. Такой вот бартер.

Иными словами, многолетние требования множества граждан владеть короткоствольным нарезным оружием исходят именно из того факта, что личность хочет перемещаться как и где угодно, но при этом преимущественно вне маршрутов полицейских патрулей. Хотя огонь на поражение (не стрельбу в белый свет как в копеечку) и в более понятных условиях открывает на самом деле очень небольшой процент людей. Именно поэтому солдат – это профессия, которой учатся не в социальных сетях и шутерах.

Критерием опасности для человека является чувство страха, переживаемое при очевидных или воображаемых угрозах. Причем воображаемое или непостижимое не просто пугает гораздо больше. Оно смещает акцент с ежедневных реальных угроз на более масштабные и менее очевидные.

Например, человек, ежедневно размышляющий о возможности русского вторжения (если ему это не положено по должности) или всемирного потопа по причине глобального потепления, имеет все шансы погибнуть, перейдя  по пешеходному переходу на красный свет или попав в ДТП.

Инстинкт самосохранения подсказывает человеку, что он себя ведет довольно глупо и неплохо бы как-то подстраховаться. И тогда вот, внимая инстинкту, человек заводит себе амулет в виде аккаунта в социальной сети. А лучше несколько. Чтобы от разных калибров.

Но, как говорит африканская пословица, если человек не идет к баобабу, то баобаб идет к человеку.

Социальные сети и есть тот самый депозит духовности, о котором говорили мировые религии. Цифровое свидетельство неповторимости вашей личности, динамики ваших реакций и эрекций вкупе с няшными инстаграмами еды, дакфейсов и сисек beauté par excellence.

Прикол в том (и об этом знает каждый шаман), что магическая защита защищает исключительно от магических влияний, а на презренный свинец не реагирует. Ну за исключением того случая, если вы, как алхимик, хотите его трансмутации в золото.

Поэтому растущее участие украинцев в коммуникации с помощью социальных сетей (только в фейсбуке свыше семи миллионов аккаунтов по состоянию на текущий год) – это не только заменитель физической коммуникации и социальных лифтов. Это эрзац-лекарство от страхов и фобий, заменяющее одни страхи другими примерно по такой же схеме, как опиаты могут замещать алкогольную зависимость.

Не шаман бегает за вами, а вы идете к нему. Потому что чувство уязвимости на какой-то момент повышает собственную значимость – если вас не преследуют, значит вы никому не нужны? А потом наступает эндорфиновый момент окрыленности от чувства неуязвимости и, чтобы окончательно его усилить, вы храбро смотрите на ближайшие древесные растения.

Мораль сей басни достаточно простая, как все эффективные советы по безопасности. А именно: хуже самой опасности бывает лишь ложное чувство безопасности.

Подписывайтесь на канал «Публичные люди» в Telegram



  • Публикации по теме

    Новости от партнеров

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *