Подписка на журнал
byn_7576_1

Ирина Мирошник: План спасения Украины – создание бизнеса европейского формата


Текст:  Наташа Влащенко. Фото: из архива Ирины Мирошник 

Цивилизационные преимущества женщины в бизнесе очевидны сегодня уже не только профессиональным психологам. Женщины терпеливы и стрессоустойчивы, поэтому за ними – будущее в создании нового мира.

byn_7576_1

Наш разговор с руководителем компании «Укрпластик» Ириной Мирошник – именно об этом. Мы сидим в тихом уголке киевского ресторана, и она демонстрирует чудеса реакции и быстрого переключения: от шутливого разговора с официантом, быстрого, жесткого и малопонятного мне диалога с деловым партнером до попытки осмыслить деловой рынок в Украине.
Член правления European Rotogravure Association, основатель Благотворительного фонда им. Александра Галкина, инициатор создания и президент Украинской ассоциации гибкой упаковки, представитель инициативы ООН Save food в Украине, три года назад, после гибели мужа, осталась в бизнесе одна и не только устояла, но и вошла в список «100 влиятельных женщин Украины».

– Ирина, меняются ли сегодня правила игры в бизнесе, устанавливается ли в мире новый бизнес-порядок?

– Во всех странах мира устанавливается табу на коррупцию и откаты. Быть экологичным и социально ответственным – жесткое условие развития на всех уровнях и всех рынках.

– А как за эти два года изменилась ситуация в бизнесе в Украине?

– Значительно ухудшилась. Идет необъявленная война. У нас высокотехнологичное производство, и, когда мобилизуют сотрудников, которых мы обучали в Германии, Японии и Америке, растили как профессионалов по 10–15 лет, – это удар для бизнеса.

К сожалению, в условиях фактического форс-мажора государство пока не демонстрирует понятных приоритетов для сохранения экономики и международного делового имиджа. Нужно создавать ВВП и наполнять бюджет налогами. В этом смысле показателен пример Израиля, правительство которого в условиях перманентного военного конфликта заняло четкую позицию. Оно всему миру показывает, что есть проблема. При этом Израиль привлекает инвестиции и развивается, доказывая свою конкурентоспособность и устойчивость на мировом рынке, активно вкладывает в развитие высокотехнологичного бизнеса, науку, образование и промышленные разработки. И сегодня является одним из центров высоких технологий, демонстрируя прекрасные финансовые показатели. В Индии экономика страны также растет, несмотря на конфликт в Кашмире и Пенджабе. Эти государства однозначно демонстрируют: мы контролируем ситуацию, у нас есть план А, план B, план C.

В Украине же пока не существует никакого плана, как минимум, его никто не предъявлял обществу. Также отсутствует и информационная стратегия. Государство продолжает брать деньги у бизнеса, не возвращая налоги, изымая оборотные средства и прибыль, обескровливая его.

Имплементация европейского законодательства тормозится по различным причинам.  В этих условиях мировое бизнес-сообщество получает совсем не те сигналы, которые способствуют улучшению инвестиционного климата.

– Как война отражается на инвестициях и контрактах?

– Как? Приведу небольшой пример. Совсем недавно мы выиграли тендер с крупным местным производителем в Чехии и даже приступили к подписанию контракта на поставку. Но в это время произошел так называемый теракт в Крыму и СМИ громогласно озвучили заявления о том, что в Украине возможно введение военного положения. Буквально через два дня нам пришло письмо о том, что Украина исключена из списка стран-поставщиков.  Аналогичные ситуации случаются и с другими партнерами. Мы почти двадцать лет работаем с крупной международной компанией как поставщиком, входим в пятерку их лучших клиентов. Нам открыты научно-исследовательские разработки в онлайн-режиме, наши специалисты совместно создают новые продукты. Некоторое время назад было принято стратегическое решение, что нас принимают в качестве поставщика для сегмента B2C. Однако недавно эта компания исключила нас из списка поставщиков – по политическим соображениям. Вот так наш завод автоматически исключен из списка только из-за непродуманных заявлений СМИ и отсутствия четкой антикризисной стратегии у государства.

Мы, конечно же, постараемся решить эти вопросы – помогает многолетнее сотрудничество, имидж и личные гарантии. Но было бы лучше, если бы государство выступало партнером в этом движении.

– По статистике, за последние два года из Украины выехало около двух миллионов людей. А как обстоит ситуация в бизнесе?

– Мир сегодня открыт, границы – условны. Невозможно пустыми лозунгами удержать активную часть населения, которая стремится к развитию. Бизнес смотрит на новые рынки сбыта, регистрирует представительства и развивается как в Европе, Канаде, США, странах Ближнего Востока, так и в Индии, Китае, Сингапуре и Латинской Америке. При этом пытается помочь внедрению цивилизованных бизнес-моделей у нас, в Украине.

– Каким путем вы сегодня идете – перевозите предприятия или создаете?

– На сегодня мы ничего не перевезли. В Украине выходим на новые сегменты рынка – строительный, сельскохозяйственный. Мы даже проинвестировали в этом году серьезные средства в проект, связанный с экологией и энерго-сбережением. Кстати, оплаченные 46 млн грн (а это почти 2 млн евро) налога на добавленную стоимость при импорте и растаможивании оборудования в начале года государство нам, похоже, не собирается возвращать. Пока на все предусмотренные законом шаги мы получаем ответ: «В стране плохо с экономикой! Будьте патриотами!»

Как-то я не готова таким насильственным образом становиться спонсором государства. У нас есть кредиторы, например, Европейский банк реконструкции и развития. В нашем совместно утвержденном бюджете нет статьи «Спонсорство в сумме 2 млн евро государству».

Так что наша задача сегодня – максимальная диверсификация и снижение влияния политических и экономических рисков на бизнес. Мы ее решаем.

– Что меняется в мире упаковки и дизайна с точки зрения инноваций, философии бизнеса?

– Сегодня упаковка необходима практически во всех сферах жизнедеятельности. Неупакованный товар – это потери и загрязнение продукта во время транспортировки и хранения, это невозможность контролировать качество и оригинальность продукции популярных брендов и – в конце концов – риск для конечного потребителя, то есть для нас с вами. С другой стороны, упаковка – это удорожание. Вот в этой вилке и идет развитие упаковочного бизнеса во всем мире.

Как и во что упаковывать продукт? Упаковывать по принципу: только необходимое и достаточное. Асоциально и неэкологично использовать тару из стекла или жести для продукта, срок хранения которого менее двух лет. Хотя, по мнению отдельных маркетологов, вариант этикеток с тиснением позолотой по серебру на стеклянной бутылке увеличивает продажи. Да, с точки зрения некоторых ментальных предпочтений это даже красиво и поможет продать товар со значительной маржой. Но в мировом тренде набирает обороты скандинавский подход, скандинавская идеология и в дизайне, и в упаковке. И в жизни тоже.

– А в чем суть скандинавского подхода?

– Максимальная экологичность и минимализм. Дорогое вино, которое будет храниться много лет, должно разливаться в стеклянные бутылки. Но, если речь идет о продукте со сроком годности несколько недель, месяцев, например, соусы, кофе, йогурты, соки, вода, – тара должна быть минимального веса и объема. Это рационально с точки зрения логистики, использования и последующей утилизации.

– Украинский бизнес очень невротичен, наполнен страхами: смена правительств, рейдернут, утром проснусь – все пропало… В США и Европе бизнесмены гораздо спокойнее и улыбчивее. Как избавляться от этих страхов?

– Если ты чего-то боишься, ты это и получишь. Нельзя бояться в принципе. Человек рождается в том месте, которое предназначено именно ему и в котором он должен выполнить определенные задачи. Конечно, у американского бизнесмена другие задачи, и он даже в бреду не сможет представить некоторые вещи, которые реальны у нас. После всех потерь и пережитого я прекрасно отдаю себе отчет в том, что в наших условиях ничего не навсегда. При этом я точно знаю, что при любых обстоятельствах останусь собой. Поэтому стараюсь продолжать цивилизованный европейский бизнес, который мы начали делать с Сашей.

– Какие у вас сегодня приоритеты?

–  Свет получается в результате преломления. Поэтому мне в жизни важно ощущать результат своих усилий. Это когда ты что-то делаешь и у тебя получается. Для меня важно, чтобы вокруг все было экологично и социально. Важно, чтобы были друзья, чтобы была любовь. Важно, чтобы была моя мама, важно, чтобы были мои девочки, чтобы у них все двигалось и развивалось в правильном направлении. Важно увидеть мир. Важно иметь хороших партнеров, важно уметь получать удовольствие от переговоров, даже самых сложных. Важны взаимоотношения с людьми. Важно просто жить и радоваться.

– Уже три года, как вы живете без Александра Галкина. Какой путь вы прошли за этот период и хотите ли его сейчас продолжать?

– Раньше у нас в компании было президентское управление бизнесом, поэтому, когда я осталась одна, нужно было наладить недостающие функции и найти соответствующих людей… Сейчас я продолжаю строить команду, которая готова созидать: каждый человек должен иметь опыт и свое мнение, уметь его обосновывать и при этом, опираясь на прогнозы, анализ рынка, а иногда – интуицию, быть готовым выходить на новый уровень.  Мне нужно, чтобы моя команда могла со мной спорить и развиваться. Льстецы и реактивные люди у нас не приживаются.

– Считается, что женщине, у которой много денег, трудно устроить свое личное счастье…

– …глупости это все. У меня нет много денег – есть работающий бизнес, личностные обязательства и ответственность за людей, ответственность перед партнерами. Кроме того, у каждого ведь свое понимание личного счастья. Например, у меня нет опыта, когда работа отдельно, а личная жизнь отдельно. Сложилось так, что мы с мужем больше двадцати лет жили вместе, строили бизнес вместе и 24 часа в сутки обнимали друг друга. Сейчас я пока еще не научилась это разделять, поэтому для меня личное счастье – это удачи в бизнесе и успехи детей, результативные переговоры и интересный собеседник за ужином.

Подписывайтесь на канал «Публичные люди» в Telegram



  • Публикации по теме

    Новости от партнеров

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *