Подписка на журнал
mini

Елена Деревянко: Миром правят те, кого научили правильно читать


Текст: Елена Деревянко, доктор экономических наук (научные интересы: стратегическое управление, управление репутацией, государственное управление), сенатор Европейского экономического cената, вице-президент Украинской PR-Лиги, сооснователь и партнер агентства PR-Service, политический консультант

Фото: Дмитрий Коваленко. Визаж: Юлия Олейник 

Как воспитать истинного лидера? Не просто яркого девианта, воодушевляющего массы и теряющего затем рычаги управления из-за интриг ушлых соратников. А системно мыслящего дальновидного стратега, который достигнет успеха, чем бы ни занимался: наследуя ли дело своих родителей, ища ли счастья в автономном полете.
Об этом нам рассказала известный консультант по управлению репутацией компаний, партий и публичных персон Елена Деревянко, которая вместе со своим трехлетним сыном Ильей участвовала в нашем проекте «Публичные люди Kids». В результате получилось не столько интервью, сколько философские размышления о вечно актуальном в стиле Марка Аврелия или Монтеня.

1

Дети и родительское тщеславие 

Успешным людям всегда – сознательно или подсознательно – хочется, чтобы их дети были популярны и влиятельны. Будет такое желание тщеславием нувориша или родовой гордостью аристократа – сути дела не меняет. Всем, невзирая на родословную, хочется для своих отпрысков будущего, которое было бы не хуже, чем у родителей или их более ярких пращуров, – как максимум, на пике славы, как минимум, в среднем за жизнь.
Ничего плохого в таком подходе нет. На практике его результатом может стать и пресловутое продолжение династии, и квазилиберальное дозволение искать свой путь в разрешенном диапазоне modus vivendi и modus operandi, и разумно отстраненная позиция родителя как наставника-наблюдателя. Главное – время от времени тестировать на предмет адекватности ту линейку или транспортир, которыми замеряешь степень соответствия своего ребенка твоим ожиданиям. Потому что неправильная система критериев – источник многих бед. Индуисты верят в духов, которые приносят некоторым людям очень много богатства, но не дают радости в потомстве. Те, у кого за спиной стоят эти силы, всегда недовольны своими детьми – их поведением или карьерой – и страдают из-за этого. И очень многие примеры заставляют в это верить.

3

Воспитание лидера

Лидерство до последнего времени было идеей фикс человеческой цивилизации. Начни сейчас, веди за собой, бей первым и так далее. Утрированно, но практично.
Сейчас маятник качнулся. Некие «лучше всех спрятанные» трендсеттеры убеждают человечество, что:
потребление – зло, копить нужно не деньги, а впечатления, богатство – не самоцель;
быть собой (каким бы несовершенным в сравнении с социально признанными эталонными образцами тех или иных качеств ты ни был) лучше, чем совершенствоваться и добиваться успеха;
фриланс лучше «офисной каторги», путешествуй, не напрягайся, дауншифтинг – наше все;
обладать властью и влиять на других классно, но только если не несешь за это ответственности (лучше быть бла-бла-лидером мнений в соцсетях, чем мэром или президентом);
править должны не харизматики, а технократы-гомункулусы.
Но в то же время направление общественного развития всегда будут задавать лидеры, даже если в целях воспитания в людях покорности лидерство назначат абсолютным злом. Леопард не может смыть своих пятен. А ребенок, обладающий способностью что-то делать лучше других, не может скрыть своих талантов. Особенно при разумной (не восторженной, но полезной) поддержке родителей. Равно как и отсутствие лидерских задатков ничем не компенсируешь – в этом случае родители сделают ребенка счастливее, если ненавязчиво помогут ему найти себе другую социальную роль. По крайней мере, я еще не видела ни одного несчастного серого кардинала, которому в силу личностных качеств удобнее играть главные роли за кулисами, а не на авансцене.

4

Власть видимая и истинная

Всегда есть те, кто властвует, и те, над кем властвуют. И есть разные типы источников власти:
формальный статус в иерархии управления (государством, корпорацией, партией);
реальные личные качества, позволяющие влиять на других людей (красота, физическая сила, харизма, богатство, глубокие знания и житейская смекалка).
А статус в общественной иерархии, в свою очередь, может быть:
производной от личных качеств человека;
результатом «противоестественного» отбора, при котором правят недостойные править, потому что достойные отказываются или их не пускают к штурвалу покровители недостойных.

2

Правильно читать правильные книги

Самый надежный источник власти – знание. Разумеется, не оторванное от жизни, мертвое, книжное, а живое. То есть позволяющее ребенку в итоге создать адекватную картину мира и найти в ней оптимальный путь для своего самовыражения и саморазвития. Об этом можно писать отдельную книгу, и, возможно, я ее напишу. Но пока крупными мазками главное.
Знание букв трех-четырех алфавитов, всех столиц мира и таблицы умножения в два года, конечно, льстит родительскому самолюбию. Но, на мой циничный преподавательский взгляд, сродни обучению цирковых собак и лошадей счету. Намного важнее развивать логическое и критическое мышление, навыки ориентирования в социальных процессах, давать представление о разнообразии жизни и множественности возможных сценариев развития событий.
А главное – знать самому, без посторонней помощи. Конечно, в книжном шкафу и интернете больше информации, чем в самой умной человеческой голове. И ум, хорошо устроенный, предпочтительнее ума, хорошо наполненного. Потому что и искать в сегодняшней Сети данные нужно умеючи. Да и в целом полагаться на гаджеты как на технологическое тело неразумно и недальновидно. Все равно что выносить из развитой страны все производство на аутсорсинг в дешевый «третий мир», а потом пенять на растущую безработицу. Плюс в современном полном разнообразных угроз мире велик шанс остаться наедине с разряженным смартфоном и прочими подобными устройствами уже и в каменных городских джунглях – допустим, из-за блэкаута по вине энергопоставляющей компании или террористов. Помните анекдот: «Интернет сказал: я все знаю. Google сказал: я все найду. Электричество засмеялось и пропало». Пока бесперебойный доступ в нужном объеме к электроэнергии из возобновляемых источников – дело будущего. И знания должны быть в голове, а не в облаках. Бесконечная сетевая библиотека и электронные мозги взаймы никогда не заменят собственный кругозор, интеллект, разум, рассудок. Поэтому пока массы проливают слезу умиления над светлыми перспективами интернет-образования, элиты растят своих детей людьми, способными самостоятельно мыслить – решая ли жизненные задачи, выбирая ли себе соратников и советников.
По сути, мир принадлежит людям, которых в свое время родители или учителя по школе и жизни научили правильно читать правильные книги. Именно этого так недостает сегодня украинской деловой и политической элите, для которой вторичное чтиво а-ля Коэльо или умствования аферистов от политологии, увы, выглядят откровениями. А советниками становятся те, кто убедительно пересказывает банальности – как когда-то рекламировали по радио одну передачу: «Я не читаю, я Машу слушаю».
А еще обязательно читать исторические произведения – ЖЗЛ, мемуары, романы. Чтобы история была не набором казенных патриотических мифов, а действиями живых людей (реальных или выдуманных героев) в определенном контексте. В этом смысле «Игра престолов», вобравшая в себя в концентрированном виде и историю дома Борджиа, и «Проклятых королей» Дрюона, и многое другое, полезнее любого учебника. Более того, и математика, и физика, и экономика при рассмотрении с позиции исторического подхода дают совершенно другой сухой остаток, вполне прикладной для воспитания лидера. Особенно, если сопроводить чтение пояснениями компетентных менторов, сравнительным анализом событий в пространстве и времени, погружением в тему вплоть до посещения исторических мест.
Конечно, во времена аудиокниг и видеоконтента, когда страницу текста, не отвлекаясь, способны прочесть единицы, то, что я говорю, звучит ретроградно. Но именно эти единицы – истинная элита будущего. Тот, кто умеет работать с текстом, легко осваивает любые другие методики работы с информацией, потому что каждое видео снимается на основе словесно описанного сюжета, а всякий образ подразумевает смысл.

Подписывайтесь на канал «Публичные люди» в Telegram



  • Публикации по теме

    Новости от партнеров

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *